Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска  "Основная общеобразовательная школа № 84"

Гиперактивный ребенок

 

 

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей.

Понятие гиперактивности

       Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:

      Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».
 

      Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.

1.    Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).

2.    Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).

3.    Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).

4.    Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).

5.    Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: — Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.

6.    Не любит инструкций, с трудом выполняет их.

7.    С трудом следует заданию или роли в игре.

8.    Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).

9.    Беспокоен во время игры.

10. Разговорчив, часто гиперобщителен.

11. Перебивает, старается отстаивать свое мнение.

12. Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).

13. Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).

14. «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.

 

      Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое. Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы.

Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
      Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
      Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.
Причины гиперактивности

      Несмотря на то, что начало развития СДВГ кроется в органических нарушениях в период внутриутробного развития ребенка, негативные факторы действуют с двух сторон (биологические и социальные). До 2 лет преобладает биологический фактор, позже – социальный. К биологическим негативным факторам относится:

недоношенность и  переношенность;
внутриутробные инфекции;
родовые травмы (асфиксия);
трудная беременность (угроза выкидыша, токсикоз во 2 и 3 триместре);
отравления любого характера в период беременности (в том числе курение, алкоголь);
анемия у беременной женщины;
беременность до 20 лет.
      Среди социальных факторов на развитие гиперреактивности влияет: бытовая, эмоциональная, когнитивная и сенсорная депривация (неудовлетворение актуальных потребностей ребенка), то есть ненадлежащий уход, запущенность, невыполнение родителями своих обязанностей;
неблагополучие семьи, зависимости (алкоголизм, наркомания, курение).
В отдельную теорию выделяют роль питания матери и затем ребенка. Согласно этой концепции, развитию гиперактивности способствует «искусственное» питание, то есть полуфабрикаты, добавки, обилие свинца.

 Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком:

1.   Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).

2.   Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).

3.   Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.

4.   Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.

5.   Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.

6.   Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).

7.   Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).

8.   Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).

9.   Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).

10.   Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.

       Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).

Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.

       В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
       Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».
       Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому. При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

        Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

        Не путайте, пожалуйста, контроль за действиями ребенка с тотальным контролем над его жизнью. Позвольте ему набираться опыта, ошибаться, совершать ошибки: опаздывать, получать двойки, терять друзей (но с вашей подсказки, конечно же, возвращать).

Дата последнего обновления страницы 22.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»